Эфиопия
Местное времяКомпания «Килиманджаро» имеет многолетний опыт организации туров в Эфиопию, страну, где Новый Год празднуется 30 августа.
Почему 30 августа? – Потому что эфиопский календарь основан на более древнем александрийском, хотя и имеет сходство с юлианским календарем. Своеобразие Эфиопии и в том, что это единственная традиционно христианская страна в Африке, отдавая при этом должное другим монотеистическим религиям и сохраняя приверженность древней тяге к одухотворению всего сущего – анимизму.
Эфиопия изобилует памятниками христианской культуры всемирного значения. Эфиопия – страна множества несхожих этносов.
Путешествия по Эфиопии – это каждодневное познание величайшего разнообразия человеческих культур, особенностей быта и нравов людей, в том числе не затронутых цивилизацией, созерцание дикой природы (горные массивы, глубочайшая впадина, озера и реки).
Эфиопия
Местное времяКомпания «Килиманджаро» имеет многолетний опыт организации туров в Эфиопию, страну, где Новый Год празднуется 30 августа.
Почему 30 августа? – Потому что эфиопский календарь основан на более древнем александрийском, хотя и имеет сходство с юлианским календарем. Своеобразие Эфиопии и в том, что это единственная традиционно христианская страна в Африке, отдавая при этом должное другим монотеистическим религиям и сохраняя приверженность древней тяге к одухотворению всего сущего – анимизму.
Эфиопия изобилует памятниками христианской культуры всемирного значения. Эфиопия – страна множества несхожих этносов.
Путешествия по Эфиопии – это каждодневное познание величайшего разнообразия человеческих культур, особенностей быта и нравов людей, в том числе не затронутых цивилизацией, созерцание дикой природы (горные массивы, глубочайшая впадина, озера и реки).
Подробнее об Эфиопии
Название страны происходит от греческого «Айтьопия», что в переводе означает «страна людей, чьи лица обожжены солнцем».
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия находится в Северо-Восточной Африке. На северо-востоке граничит с Эритреей и Джибути, на востоке и юго-востоке — с Сомали, на юго-западе — с Кенией, на западе и северо-западе — с Суданом. На северо-востоке омывается Красным морем. Большая часть территории Эфиопии возвышенная, занятая Эфиопским нагорьем. Восточно-Африканский разлом пересекает нагорье по диагонали с северо-востока на юго-запад. На северо-востоке расположена впадина Афар, на юго-востоке — Эфиопско-сомалийское плато. Почти вся территория Эфиопии — зона высокой сейсмичности. Общая площадь страны — 1,13 млн. кв. км. Столица государства — Аддис-Абеба.
Эфиопия расположена на территории, по праву считающейся прародиной человечества. В 1974 году в нижнем течении реки Аваш учеными был найден скелет женщины, получившей имя Люси. Возраст антропологической находки — три с половиной миллиона лет.
Эфиопия — древнейшее государство в Африке. Первому письменному упоминанию об Эфиопии пять тысяч лет. Затем следует иудейская страница ее истории: царица Савская, местная правительница, и библейский царь Соломон производят на свет Менелика, основателя династии эфиопских императоров, прервавшейся на прямом 225-м колене только в 1974 году.
Эфиопия — одна из старейших христианских стран мира. Христианская религия утвердилась здесь в IV веке.
В Эфиопии своя письменность. Это отличает ее ото всех остальных африканских стран. Здесь свой календарь, по которому сейчас 2008 год (разница в летоисчислении — 7 лет).
Природа
Эфиопия — страна контрастов: прохладные высокогорья сменяются распаханными плато. У подножия гор тянутся саванны. На северо-востоке раскинулась знойная пустыня Данакиль. Ландшафты Эфиопии включают вершины гор, поднимающихся на 4000 м и более над уровнем моря, высокогорные луга, волнистые плоскогорья с полями и селениями, своеобразные горные «степи», равнинные саванны, каменистые пустыни, влажные тропические леса.
Климат Эфиопии преимущественно субэкваториальный, жаркий и сезонно влажный. На северо-востоке — тропический пустынный и полупустынный. Впадина Афар — одно из самых жарких мест на Земле (средняя минимальная температура +25 °C, максимальная +45 °C). На большей части нагорья за счет высоты, смягчающей жару, среднемесячные температуры находятся в пределах от +15 °C до +26 °C. В горах случаются ночные заморозки.
Самый жаркий месяц — май, самый холодный — январь. В горах, наоборот, самый прохладный месяц — июль, самые жаркие — декабрь и январь.
Дожди выпадают в основном с июня по сентябрь. Впрочем, бывает и "малый влажный сезон" — в феврале — апреле. Сухой сезон длится с сентября по февраль.
Среднегодовое количество осадков — от 200 — 500 мм на равнинах до 1000 — 1500 мм (даже до 2000 мм.) в горах центральных и юго-западных районов. Равнины часто страдают от жестоких засух, когда дождей нет почти круглый год.
Люди
Численность населения Эфиопии — 99 млн. человек. Страна многонациональна. Здесь проживают представители более ста народов и народностей: оромо — 32% общей численности населения, амхара — 30,1%, тиграи — 6.2%, шангалла — 6%, сомали, денакиль, а тавже йеменцы, индийцы, армяне, греки и другие.
Среди верующих больше всего христиан (60,8%) и мусульман (32,8%). Остальные религиозные люди — это иудеи, приверженцы местных верований и др. Эфиопия во все времена была религиозно терпима, что позволило избежать религиозных войн еще в средние века.
Государственное устройство Эфиопии — федерация, президентская республика. Президент является главой государства, правительств возглавляет премьер-министр. Законодательная власть принадлежит Совету народных депутатов. В 1993 году от Эфиопии отделилась Эритрея, почти 30 лет ведшая войну за независимость. Мирный договор был подписан только в 2000 году.
Государственный язык — амхарский (амаринья). Другими основными языками являются тигре, галла, арабский. Используются также 70 местных языков. Практически повсеместно понимают и говорят по-английски.
Образ жизни, жилища и другие культурные особенности оседлых жителей Эфиопского нагорья, ведущих земледельческо-скотоводческое хозяйство, отличны от образа жизни и культуры кочевников — скотоводов пустынь и полупустынь северо-восточной и южной Эфиопии. Значительная часть населения Эфиопии, особенно в глубинных районах страны, до настоящего времени сохранила традиционный образ жизни.
Жилище на Эфиопском нагорье обычно круглой или овальной формы, с конической крышей, покрытой толстым слоем высушенной травы или соломы. Обстановка в доме простая. Ложе для сна обычно сооружают из камней, покрытых слоем глины с соломой; на нем — постельные принадлежности. Печей в домах, как правило, нет; внутри помещения находится открытый очаг. Стоят деревянные или плетеные столики, низкие, сделанные из цельного куска дерева скамейки, плетеные корзины. Внутри помещения нередко расположены зернохранилища — гота. На полу — деревянные ступки, горшки и миски. На стенах — глиняные или металлические сковороды. В больших плетеных корзинах хранят одежду, в сосудах из тыкв — молоко и масло. На полу и на стенах — циновки. Иногда утварь, одежду и оружие вешают на деревянные крючки, вбитые в стены жилища.
Одежда в сельских районах традиционна. Крестьянки, кроме длинного платья, носят накидки-шаммы. Края шамм украшают цветной полосой. Мужчины тоже носят накидки-шаммы. В холодную погоду поверх шаммы надевают бурнусы, свалянные из черной шерсти. Самый любимый, праздничный цвет в Эфиопии — белый.
Еда сельского жителя, да и горожанина тоже, проста. Завтрак состоит обычно из ынджеры (огромная тонкая лепешка, напоминающая русский блин) и кофе или тэллы (напиток, напоминающий одновременно пиво и квас). На обед и ужин снова едят ынджеру с уотом (острый соус) или кашей, пьют молоко или кофе.
Кофе заслуживает особого рассказа. Легенда гласит, что открытием напитка страна и мир обязаны юному пастуху Калди. Как-то в стародавние времена, пася коз, он с удивлением обнаружил, что его обычно ленивое стадо возбуждено и активно. Пытливый отрок заметил, что это произошло после того, как козы съели ягоды, в изобилии росшие неподалеку. Он сам попробовал их и обнаружил, что у него словно прибавилось сил. Калди рассказал односельчанам о своем открытии, и с тех пор они стали пользоваться бодрящими плодами. Первое время их жевали, предварительно измельчив зерна и перемешав их с ароматическим маслом. Делать из них горячий напиток стали лишь в XIII веке, а в XIV о новинке узнали народы Йемена, откуда кофе распространился по миру.
Скотоводы-кочевники часто меняют место стоянки. Во время смены кочевья впереди обычно идут ребятишки и несколько взрослых со стадами овец и коз. За ними движутся юноши с верблюдами и крупным рогатым скотом. Шествие завершают женщины, ведущие верблюдов, груженых нехитрым скарбом кочевника. Мужчины переходят от одной группы к другой, следя за порядком. По прибытии на место кочевья женщины возводят жилища и обустраивают лагерь.
Кочевое и полукочевое население пользуется переносными жилищами разных форм. У одних — это решетчатый овальный каркас, покрытый циновками или дубленой кожей. Кочевники северной Эфиопии используют палатки — натянутые на шесты и веревки хлопчатобумажные и другие полотнища.
Города и придорожные поселки центральное место отводят базарной площади. Устраиваются специальные навесы для торговцев. Вся жизнь в маленьких поселках и городах Эфиопии большей частью проходит на улице: тут и ткач за своим станком, и женщина за прялкой. Прямо возле домов на больших сковородах пекут ынджеру и варят кофе. В городах традиционные черты сочетаются с новыми. Молодежь предпочитает европейский стиль в одежде, и не только.
Культурное наследие Эфиопии — Абиссинии (историческое наименование страны) уходит корнями в века. Две тысячи лет — таков возраст абиссинской литературы. Подобного феномена нет более нигде в Африке, да и в целом мире он редок. Древние книги писаны на языке геэз. От него произошло несколько современных языков. Нынешним жителям страны геэз непонятен. Литература того времени по большей части состоит из священных текстов и их толкований. Непрочитанных рукописей на церковном языке геэз до сих пор гораздо больше, чем прочитано и освоено. Древние книги писались каллиграфами на пергаменте натуральными красками. Миниатюристы украшали Евангелия, жития местных святых, прочие религиозные тексты прекрасными рисунками.
Христианская религия получила распространение в Эфиопии в глубокой древности. Это произошло в IV веке, в годы правления императора Изаны (Ezana) Аксумского. Христианская вера оказывала и продолжает оказывать сильнейшее воздействие на духовную и материальную культуру страны. Христиане Эфиопии исповедуют православие подобно своим единоверцам египетским коптам, и долгое время патриархом здесь становился епископ коптский, которого направляла Александрия. С 1955 года эфиопская церковь является самоуправляемой ветвью православия, и ее патриархом избирается эфиопский священник. Второе лицо в церковной иерархии — аббат монастыря Дебре Либанос (Debre Libanos), что косвенно свидетельствует о выдающемся значении монастырской культуры в православии Эфиопии.
Эфиопские монастыри, как и европейские, всегда были центрами расцвета искусств и ремесел, за их стенами сохранились до наших дней бесценные древние рукописи, утварь и иконы. Святые места — желанная цель богомольцев из разных уголков страны, в том числе самых отдаленных, и из-за рубежа. Одним из самых посещаемых является монастырь на острове Тана Киркос (озеро Тана), где, как гласит предание, когда-то хранился Ковчег Завета. При совершении религиозных обрядов используются старинные эфиопские кресты. Они отличаются от привычных нам православных церковных распятий. На оборотной стороне можно увидеть евангельские сюжеты — сцены из земной жизни Иисуса Христа, а также символы бесконечности альфу и омегу.
Эфиопский календарь представляет собой разновидность юлианского. По нему страна вступила в третье тысячелетие 12 сентября 2007 года (по нашему летоисчислению). Состоит из 13 месяцев. 12 из них включают в себя 30 дней, а один, последний, состоит всего из пяти или шести дней, в зависимости от високосности года. Непривычным для большей части мира образом исчисляется в Эфиопии и время суток. Они здесь начинаются не в полночь, а с восходом солнца.
История
Задолго до новой эры на территории Эфиопии жили народы, говорившие в основном на кушитских языках семито-хамитской группы. В первом тысячелетии до н.э. началось переселение в Африку племен из Южной Аравии, которые смешивались с местным населением. Недавние раскопки показали, что еще в древности на территории Эфиопии существовали государственные образования. В первые века новой эры сложилось царство Аксум, которое достигло расцвета в IV — VI веках. В это время Аксум вел оживленную торговлю с Римско-Византийской империей, Индией, Египтом, странами Ближнего Востока. Археологические находки — фрагменты алтарей, статуй, гробницы, обелиски, храмы с лепным орнаментом и особенно золотые, серебряные и медные монеты собственной чеканки — говорят о высоком уровне культуры древних обитателей страны и развитом для того времени хозяйстве. В IV в. н.э. на территорию Эфиопского нагорья приходит христианство и по прошествии одного-двух столетий становится главенствующей религией в стране.
Подъем в VII веке могущественного Арабского халифата привел Аксум к упадку. В источниках XIII века уже упоминается Эфиопское государство, в которое вошла и значительная часть территории древнего Аксума. Со второй половины XIX века начался период образования единого государства и укрепления центральной власти.
В конце XIX века ряд районов Северной Эфиопии захватывает Италия. В 1890 году Италия объявила об образовании здесь колонии Эритрея, хотя до этого такой страны не существовало. Продвижение итальянских войск было приостановлено сопротивлением народа. 1 марта 1896 года произошла знаменитая битва под Адуа, которая решила исход войны в пользу Эфиопии.
В 30-х годах XX века возникла угроза агрессии со стороны фашистской Италии. 3 октября 1935 года без объявления войны итальянские войска вторглись в Эфиопию. Началась итало-эфиопская война. В мае 1936 года итальянские войска вступили в Аддис-Абебу. Правительство Муссолини объявило о создании единой колонии — Итальянской Восточной Африки. 6 апреля 1941 года эфиопские патриоты освободили Аддис-Абебу, а к началу 1942 года итальянские оккупанты были полностью изгнаны из страны. В Эфиопии восстановилась власть императора Хайле Селассии I, которую он удерживал вплоть до революции 12 сентября 1974 года.
Современная Эфиопия — независимая республика, страна красивых свободных людей, чьи предки не знали колониальной зависимости. Эфиопия — член Африканского союза и Организации Объединенных Наций.
Исторические достопримечательности
В наши дни все больше людей проявляют интерес к Эфиопии, достояние которой — девственная природа, редкостные по красоте и величию памятники истории и культуры, этническая самобытность. Древние православные церкви, монастыри, мусульманские мечети, иудейские синагоги — это музеи, в которых торжествует жизнь.
Несколько историко-культурных и природно-климатических комплексов включены ЮНЕСКО в Список объектов всемирного наследия.
Аддис-Абеба, современная столица страны, в переводе с амхарского — «распустившийся цветок», основана императором Менеликом II в 1886 году в качестве новой столицы государства. Город расположен у подножья горы Энтото (Entoto) на высоте 2200 метров над уровнем моря. Вершина горы (3200 метров) увенчана православной церковью Святой Марии. Основные достопримечательности: церковь Святой Троицы, Национальный и Этнологический музеи, крупнейший в Африке рынок Меркато. К числу достопримечательностей Аддис-Абебы относятся и коптский храм Святого Георгия, дворец императора Менелика II, замечательные архитектурные сооружения прошлого века, в том числе христианские храмы, мечети, Дом Африки с витражами, созданными в 1963 году эфиопским живописцем Тэкле. Здесь размещаются штаб-квартиры Экономической комиссии ООН для Африки и Африканского союза.
Аксум — столица древнего царства, которым правила династия соломонидов, считавших себя потомками царя Соломона и царицы Савской. Город буквально излучает ауру древности. Рассказывают, будто эфиопский царь Менелик вывез из Иерусалима ветхозаветный ковчег, и с тех пор он тайно хранится в церкви Девы Марии в Аксуме.
Гондэр (старинный город севернее озера Тана) до середины XIX века был столицей эфиопской империи, о чем напоминают замки XVI–XVIII веков. За крепостной стеной 900-метровой длины располагаются христианские церкви, здания, в архитектуре которых чувствуются индийское и португальское влияния, дополненные барочной стилистикой, привнесенной миссионерами-иезуитами. В реестре ЮНЕСКО — с 1980 года. Комплекс монастырей XIII-XV веков близ Гондэра пленяет красотою и благолепием, являясь чудным хранилищем святынь эфиопской православной церкви. Рассказывают, что страдающие бесплодием паломницы, окунувшись в чудотворную монастырскую купель, обретают способность, бывшую прежде предметом несбыточных мечтаний.
Лалибела, расположенная в горах в самом сердце Эфиопии, является местом, священным для христиан и притягательным для всех, кому интересно историческое прошлое человечества. Здесь, неподалеку от традиционного африканского селения с его округлыми хижинами, в конце XII — начале XIII веков был выстроен «Новый Иерусалим» с одиннадцатью высеченными в монолитных скалах церквами. Самый большой из них, храм Христа Спасителя («Бетэ Мэдхане Алем»), достигает в длину 33,7 метра, в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метра. Наиболее почитаемым из храмов является храм Девы Марии («Бетэ Марийам»), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Церковь стоит в большом дворе, который с невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста («Бетэ Мэскэль»). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы («Бетэ Дэнагыль»). Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам. Церковь Святого Георгия («Бетэ Гийоргис») вырублена в виде креста. Церковь расположена в глубоком котловане, ее крыша находится на уровне поверхности земли. Вход — в храм только через тоннель. Существует легенда, объясняющая стремительную скорость возведения храмов, всего за несколько лет. Говорят, что днем их строили люди, а ночью — ангелы. В реестре ЮНЕСКО — с 1978 года.
Харэр с его более чем 90 мечетями почитается мусульманами всего мира как одна из самых значимых святынь (за Меккой, Мединой, Иерусалимом и Кайруаном). До наших дней уцелели и поражают красотой дворец губернатора, коптская церковь. В реестре ЮНЕСКО — с 2006 года.
Тийя относится к числу наиболее значительных археологических объектов на территории Эфиопии. Здесь сосредоточены десятки монументов — загадочных стел, украшенных не поддающимися расшифровке символами древнейшей культуры, возраст которой пока не установлен. В реестре ЮНЕСКО — с 1980 года. Современные ученые рассматривают их как погребальные обелиски, воздвигнутые на месте захоронений местной знати. Сторонники переосмысления официальной истории находят в символах, высеченных на стелах, кто кельтский меч, кто ракету, взмывающую ввысь. А в знаках — намеки на неизвестный и нерасшифрованный алфавит письменности некоей мистической цивилизации.
Природные достопримечательности
Чудесные пейзажи открываются перед туристом, остановившим свой выбор на Эфиопии. Природа создала здесь богатый растительный мир, являющийся средой обитания разнообразных животных и птиц, некоторые из которых нигде в мире более не встречаются. Местами сосредоточения природных достопримечательностей Эфиопии являются национальные парки.
Semein National Park — горная местность. Доступен на автомобиле из Гондэра. Есть скромная гостиница. Семеинское нагорье — самый крупный на континенте горный массив, его нередко называют «крышей Африки». Здесь немало вершин высотою в 4000 метров над уровнем моря, включая пик Рас Дашен (4620 метров), высшую географическую точку Эфиопии. Причудливая топография массива обязана своим происхождением эрозии базальтовой лавы, толщина которой достигает 3000 метров. Перед путешественником открываются чарующие пейзажи. В парке обитают разнообразные дикие животные, в том числе эндемики: валианский горный козел, геладский бабуин, семеинская лисица. Национальный парк «Семеинские горы» площадью в 180 квадратных километров в 1978 году зарегистрирован ЮНЕСКО в качестве объекта всемирного наследия.
Bale Mountains National Park — леса, вересковые пустоши. Добираются туда неважной дорогой из Аддис-Абебы или самолетом до Гобы. Гостиницей парк не располагает. Зато он является благоприятной средой обитания множества животных (среди них попадаются диковинные: бабуины, серые антилопы, гигантские земляные крысы, шакалы, бородавочники), а также птиц.
Awash National Park and Reserves — сухая саванна, часть территории покрыта лесом. К парку ведет дорога из Аддис-Абебы. Имеется гостиница. В парке обитают антилопы, газели, страусы, разнообразные птицы.
Другие парки страны: Gambela National Park, Harer Wildlife Sanctuary, Mago National Park, Nechisar National Park, Omo National Park, Stephanie Wildlife Reserve, Yabelo Wildlife Sanctuary.
Озера Эфиопии — необычайно привлекательные объекты для истинных любителей путешествий к чудесам природы. В восьми цепях озер встречаются такие, что относятся к числу древнейших, крупнейших и глубочайших озер на Земле. Своим происхождением эти озерные цепи связаны с Великим африканским разломом и разделением африканской и арабской тектонических платформ, происшедшими 35 миллионов лет тому назад. Протяженность разлома — шесть тысяч километров, от Юго-Западной Азии (Сирия) до Юго-Восточной Африки (Мозамбик). Ширина его колеблется от тридцати до ста километров, глубина — от нескольких сот до нескольких тысяч метров. Озера Великого африканского разлома по праву слывут раем орнитолога.
Озеро Тана — крупнейший пресноводный водоем в Восточной Африке — расположен в 560 километрах к северу от столицы Эфиопии. Здесь берет начало Голубой Нил. Озеро усеяно крохотными островами, на которых живут небольшие общины монахов и монахинь. Группа живописных озер радует путешествующих по югу Эфиопии.
Список необходимых документов
Для получения визы в Эфиопию требуется предоставить:
- 1 Загранпаспорт, действительный на срок более 6 месяцев на день оформления визы. В паспорте должно быть не менее 2 чистых страниц;
- 2 копия 1-й страницы загранпаспорта;
- 3 1 заполненное заявление на визу;
- 4 1 цветная матовая фотография размера 3 х 4 см, прикрепленная скрепкой к анкете; фото на оборотной стороне должно быть подписано;
- 5 авиабилет или бронь авиабилета
Информация для путешественника, отправляющегося в Эфиопию
Эфиопия – государство в Восточной Африке. На севере и северо-востоке граничит с Эритреей и Джибути, на востоке и юго-востоке – с Сомали, на юге – с Кенией, юго-западе – с Южным Суданом, на западе и северо-западе – с Суданом.
Эфиопия — одна из древнейших христианских стран и одно из древнейших государств мира.
Территория
страны – один миллион сто двенадцать тысяч квадратных километров, что сопоставимо с суммарной площадью Франции и Испании. Более половины территории занимает Эфиопское нагорье, средняя высота которого – около 1700 метров над уровнем моря. Самая высокая из вершин нагорья – Рас-Дашан (4620 м).
Север Эфиопии украшает живописное озеро Тана. Отсюда вытекает река Аббай, дающая начало Голубому Нилу. Глубокими ущельями Эфиопского нагорья и долинами струятся реки Уабэ-Шэбэлле, Гэнале, Аваш, Омо, Тэкэзе, Баро и другие.
Столица
Аддис-Абеба (население – свыше 2 миллионов человек).
Климат
Эфиопии имеет выраженный зональный характер. В тропической зоне, расположенной на высотах до 1830 метров над уровнем моря, среднегодовая температура составляет около 27°С, а среднегодовая норма осадков – около 510 мм. В субтропической зоне (1830–2440 метров над уровнем моря) среднегодовая температура около 22°С, а норма осадков от 510 до 1530 мм. Выше 2440 м над уровнем моря располагается зона умеренного климата со среднегодовой температурой около 16°С и средней нормой осадков от 1270 до 1780 мм. Сезон дождей приходится на период с середины июня по сентябрь, иногда короткий дождливый сезон случается в феврале или марте. Обычно же с октября по май сухо. Практически нет дня, когда над Эфиопией не светит солнце.
Ввиду перепадов дневных и вечерних температур путешественникам рекомендуется иметь с собой теплую одежду (свитер, куртку) наряду с легкой летней. Отправляющимся в горы следует иметь надлежащую экипировку.
Население
Эфиопии более 99 млн. чел. (14 место в мире, 2 место в Африке после Нигерии). Этнический состав населения неоднороден: здесь обитает 83 народа, говорящие в основном на семитских, кушитских и омотских языках афразийской (семито-хамитской) языковой семьи. Около 6% населения (такие народы, как берта, или шангала, гумуз, мурле, нуэры, ануаки, мурси, сури, комо и др.) говорят на языках нило-сахарской языковой семьи.
К семитоязычным народам (более 30% населения) прежде всего относятся амхарцы (амара) – государствообразующий народ, исповедующий христианство, относительная численность которых значительно сократилась во второй половине 20 века. Другие семиты Эфиопии, обитающие в северных и центральных районах страны: тиграи (тыграй), гураге, харари, аргобба, а также арабы (йеменцы, суданцы, египтяне, ливанцы и сирийцы), живущие в Аддис-Абебе, Харэре и других городах.
Крупнейший кушитоязычный народ (и самый большой по численности в Эфиопии) – оромо (галла, галласы), составляющий почти треть населения страны. Другие кушиты Эфиопии: сомалийцы, сидамо, афары (данакиль), сахо, агау, хадия (адеа), гедео (дараса), камбата, консо, маджи, бенч. В целом кушитоязычные народы составляют более 50% населения Эфиопии, и их доля постоянно увеличивается за счет более высокой рождаемости у мусульман.
К омотоязычным (около 10%) относят народы уоламо (уалайта), каффа, ари (аари, аро), хамер, банна, дорзе (дорси), каро и др. Они обитают на крайнем юге и юго-западе Эфиопии (Область национальностей, народностей и народов Юга).
В крупных городах живут также итальянцы, французы, немцы, англичане, шведы и другие европейцы, армяне, греки, выходцы из Индии, Пакистана, Ирана и др.
Крупнейшие народы Эфиопии: оромо – около 30 млн. чел., амхарцы – не менее 23 млн., тиграи – около 5 млн., сомалийцы – 4,8 млн., сидамо – 3,2 млн., гураге – 2 млн., уоламо (уалайта) – 1,8 млн., афары – 1,5 млн., хадия – 1,3 млн., гедео и каффа – по 1 млн., агау (группа народов) – около 1 млн.
Среди народов первобытной периферии Эфиопии следует отметить кушитоязычных консо (250 тыс.), алаба (240 тыс.), десанеч (галаба) (50 тыс.), цамай (10 тыс.), омотоязычных диме (600 тыс.), ари (250 тыс.), хамер, вкл. банна (80 тыс.), дорзе (40 тыс.), каро (1,5 тыс.), а также мурси (8 тыс.) и сури (5 тыс.), говорящих на восточносуданских языках нило-сахарской семьи.
В антропологическом отношении большинство населения относится к эфиопоидной локальной расе, сочетающей признаки европеоидности и негроидности. Народы первобытной периферии Эфиопии, населяющие западные (берта, гумуз, комо) и юго-западные (нуэры, ануаки и другие нилоты, а также мурси, сури, каро, хамер, десанеч, арии и др.) регионы обладают чертами негрской локальной расы большой негроидной расы.
Вероисповедания
христианство, в том числе монофиситство (50% населения) распространено среди амхарцев, тиграев, гураге, западных оромо, агау, армян, католичество (часть тиграев, сахо, уоламо) и протестантизм (в основном лютеранство, а также пресвитерианство, адвентизм, баптизм, англиканство) среди части оромо, гураге, сидамо, камбата и ряда омотоязычных народов (7–8%); ислам (30–35%) исповедуют все сомалийцы, афары, харари, восточные оромо, арабы, часть гураге и сахо; традиционных верований (8–10%) придерживается большинство народов первобытной периферии Эфиопии, а также часть агау и оромо; иудаизм (доталмудического толка) исповедуют агау-фалаша, говорящие на диалекте языка кайла, и часть агау-кемант (около 0,2%).
Языки
Официальный язык – амхарский (амаринья), используется эфиопское слоговое письмо. Широко распространены языки оромо, тигринья (язык тиграев) и литургический язык эфиопского монофиситства и иудаизма гёэз (древнеэфиопский). В городах многие жители говорят также по-английски и по-арабски, а некоторые владеют итальянским, французским или русским.
Эфиопский календарь
основан на более древнем, александрийском, но имеет сходство и с юлианским календарём: в нем также используется дополнительный день каждые четыре года.
Начало года приходится на 30 августа по юлианскому календарю, если следующий год високосный, или на 29 августа, если следующий год простой. Эфиопский календарь содержит 12 месяцев по 30 дней каждый, а также 5 или 6 «лишних» дней в конце года, обычно выделяемых в 13-й месяц. Число таких дней определяет простой год или високосный.
Счет лет в эфиопском календаре начинается с 29 августа 8 года н. э. по юлианскому календарю. Таким образом, в новое тысячелетие Эфиопия вступила 11 сентября 2008 года по юлианскому календарю (24 сентября 2008 года по григорианскому). Такой сдвиг в начале счета лет относительно юлианского и григорианского календарей связан с иным определением даты Благовещения. Таким образом, нынешний 2013 год – это 2005 по эфиопскому календарю.
Сутки начинаются не в полночь, а с восходом Солнца.
Денежная единица
быр, равный 100 эфиопским центам. Один быр приблизительно равен 11 центам США.
Валютные правила довольно строги
Ввоз в страну наличной иностранной валюты не ограничен, однако ввезенная валюта должна быть декларирована при въезде (потеря таможенной декларации может создать серьезные проблемы при выезде из страны). Обмен валюты производится в банках и некоторых отелях. Следует хранить справки об обмене валюты на быры в уполномоченных учреждениях.
Дорожные чеки практически не используются. Кредитные карты почти нигде не принимаются. Допускается перевод денег в Эфиопию через системы «Western Union» и «MoneyGram». В отелях, принадлежащих государству, плату с иностранных граждан принимают не в бырах, а в долларах США (чеки следует сохранять). При отъезде формально допускается реконвертирование национальной валюты в сумме, на которую имеются справки об обмене, за вычетом 30 USD на каждый прожитый в стране день. Практически же реконвертирование суммы, превышающей сто быр, весьма затруднительно.
Вывоз за пределы Эфиопии национальной валюты запрещен.
Таможенные правила
обязывают декларировать при въезде и выезде ювелирные изделия из золота и платины. Запрещен вывоз золота и алмазов, не отмеченных во въездной декларации, слоновой кости и изделий из неё, носорожьего рога, шкур диких животных, а также кофе в зернах (без документов, подтверждающих законность приобретения).
Электросети
Напряжение в бытовых электросетях Эфиопии – 220 вольт. В стране имеются сети проводной телефонной связи. Сотовая связь и интернет доступны в крупных населенных пунктах. Код страны – 251.
Медицинские рекомендации
необходима прививка от желтой лихорадки, произведенная не позднее чем за десять дней до начала путешествия в Эфиопию. Рекомендуется прием противомалярийных препаратов до, во время и по окончании путешествия.
Еда
Эфиопы любят инжеру – плоские кисловатые лепешки. Их подают с соусом из мяса и/или овощей. К этому добавляются различные мясные блюда (говяжьи, куриные). При этом вначале съедают инжеру и соус, а затем наступает очередь мяса. Распространены и вегетарианские блюда. Эфиопская диковинка – сырое свежее говяжье мясо. Его нарезают кусками и, как ни в чем не бывало, съедают с острыми приправами, запивая пивом. Перед едой эфиопы поливают друг другу на руки из кувшина и едят все вместе с большой тарелки. Пищу разных стран мира подают в ресторанах в столице и за ее пределами.
Фото- и видеосъемка
в достопримечательных местах разрешается нередко только за небольшую плату. Вне крупных городов жители могут претендовать на небольшую плату за разрешение быть сфотографированными или снятыми на видео.
Небольшие чаевые уместны. Полезно иметь в виду, что многие отели и рестораны включают 10-процентные чаевые в счет.
Еще путешественнику следует знать,
что жители Эфиопии – люди в большинстве своем законопослушные, и безопасность приезжих иностранцев не является здесь острой проблемой. Вместе с тем здравый смысл является, как известно, лучшим другом всякого, кто отправляется в путешествие, и разумная забота о сохранности своего имущества не повредит, а, напротив, будет способствовать радостному восприятию путешествия.