Люди Мадагаскара
Люди Мадагаскара
Население.
Численность населения — 22,6 млн (оценка на 2012 год).
Годовой прирост — 3 % (13-е место в мире).
Фертильность — 5,1 рождений на женщину.
Средняя продолжительность жизни — 61 год у мужчин, 65 лет у женщин.
Городское население — 29 %.
Мадагаскар очень разнообразен в этническом отношении.
18 этнических групп являются потомками следовавших одна за другой волн иммиграции из разных регионов мира: Юго-Восточной Азии, континентальной Африки, Арабского Востока. Большинство жителей Мадагаскара — малагасийцев (свыше 80 %) проживают в деревнях.
99% населения — малагасийцы, или мальгаши. Принадлежат к малайской языковой группе. Представлены девятнадцатью племенными группами: мерина, хова, бетсилео, тси-михети, сакалаве, антайсака и другие.
На острове также проживают коморцы (около 25 тыс. человек), французы (около 20 тыс. человек), индийцы, пакистанцы и китайцы.
Малагасийцы делятся на две подгруппы - горцы и жители побережья. Горскими народами являются имерина (мерина), сиханака и бецилеу, а к жителям побережья все остальные, например, бецимисарака, сакалава и махафали. Деление на две подгруппы обусловлено историей миграции человека на остров.
Во втором-пятом веках нашей эры Мадагаскар был заселён выходцами из Австронезии, в основном осевшими на центральном нагорье. Через некоторое время на остров из восточной Африки через Мозамбикский пролив пришла вторая волна миграции, состоящая из представите лей племён банту.
Недавние исследования митохондриального ДНК жителей острова подтвердили догадки некоторых учёных об австронезийском происхождении населения. Можно заключить, что в крови малагасийцев примерно поровну австронезийских и африканских генов, с незначительной примесью арабских, европейских и индийских.
Вопрос о происхождении малагасийцев до конца еще не исследован. Считается, что этнос имеет смешанное афро-азиатское происхождение.
Так, из Африки на Мадагаскар были привнесены традиции скотоводства, ткачества, была завезена культура хлопка, из Азии — рис, лопата ангади, пироги с балансиром. Влияние обоих континентов обусловило своеобразие духовной культуры малагасийцев: в ней соседствуют обряд «переворачивания» умерших — фамадихана (Азия) и практика общения с духами — трумба или билу (Африка), африканские барабаны и струнно-щипковый инструмент индонезийского происхождения — валиха. Значителен также и арабский вклад в малагасийскую культуру. Вместе с арабами на остров пришло искусство изготовления бумаги и написания книг (вплоть до начала XIX в. на малагасийском языке писали с помощью арабской графики, в том числе магико-исторические книги сурабе). Приемы гадания сикиди, астрологическая система винтана, лунный календарь, названия месяцев и дней недели также пришли на остров от арабов.
Происходившие на протяжении многих столетий процессы формирования единого языка и религии, а также общность политических традиций в конечном счете привели к возникновению весьма однородного общества. Нормы повседневной культуры включали склонность к созерцательной мирной сельской жизни, мягкость характера, гостеприимство, соблюдение старинных традиций, почитание стариков, благоговение перед письменностью. Традиционный театр с его музыкой и танцами служит не только формой развлечения, но и способом наставления и побуждения к добру. Среди малагасийцев особой популярностью пользуется ораторское искусство. Для жизни сельских общин характерно совместное обсуждение проблем и принятие коллективных решений. Хотя в целом все малагасийцы имеют общую культуру, в силу особенностей политического и исторического развития среди них возникли некоторые различия. Относительно привилегированной группой населения являются мерина. Превосходство мерина возникло еще в XIX в., когда им удалось овладеть большей частью территории острова, и они первыми через христианские миссии получили доступ к европейскому образованию.
Официальные языки — мерина (диалект малагасийского языка) и французский (на нем говорят около 25% малагасийцев). В туристической сфере используется также английский.
Малагасийский язык не связан с близлежащими африканскими языками. Он является самым западным из малайско-полинезийских языков, принадлежащих к австронезийской семье. Этот факт был установлен ещё в XVIII в. Малагасийский язык родственен языкам Индонезии, Малайзии и Филиппин. Наиболее близкими к нему являются языки, распространённые на острове Борнео.
Базовая лексика малагасийского языка на 90 % совпадает с лексикой языка ма’аньян в районе реки Барито на юге Борнео. Это означает, что Мадагаскар был заселён выходцами именно оттуда. Точно неизвестно, по какой причине произошла эта колонизация. Позже индонезийские переселенцы смешались с выходцами из Восточной Африки и арабами.
В малагасийском языке существуют заимствования из языков банту, суахили и арабского, а также из французского (в прошлом языка колониального правительства Мадагаскара) и английского (на котором в XVIII в. говорили пираты, чьи базы были на острове).
Государственно-политическое устройство Мадагаскара — демократическая унитарная парламентская республика. Глава государства — президент (избирается прямым всеобщим голосованием сроком на пять лет). Законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания (160 депутатов) и Сената (100 депутатов, избираемых по территориальному принципу). Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, которого президент назначает из кандидатов, представляемых парламентом. Административно страна разделена на шесть провинций с главными городами Антананариву, Анциранана, Маажанга, Туамасина, Тулиара и Фианаранцуа.
Религия: традиционных местных верований придерживается около половины населения, христиане составляют 40% верующих, имеются мусульманские (7%) и буддистские общины.
Кроме того, всех малагасийцев объединяет вера в существование мистической связи между умершими и живыми членами одной семьи. В соответствии с традиционными религиозными верованиями малагасийцев, в их пантеон, помимо главного божества, входит ряд второстепенных богов, включая самых первых обитателей острова, легендарных королей и королев и других великих предков. Повсеместно распространены культ предков и традиция устраивать пышные похороны, свято соблюдаются и другие ритуалы, связанные с умершими.
Примерно половина населения страны исповедует традиционный для австронезийских переселенцев культ предков, который делает особый упор на связь между умершими и живущими. Наибольшее количество приверженцев данной религии живёт среди народности Мерина. Они веруют, что каждый человек после смерти присоединяется к душам своих предков, и что все души образуют некую иерархию «божественности».
Среди Мерина и Бецилеу практикуется довольно странная с точки зрения европейцев традиция, известная как фамадихана, что в переводе означает «переворачивание мёртвых». Во время проведения этого ритуала, из склепов достают останки усопших, заворачивают в новый саван (шёлковую простыню) и на протяжении всего праздника веселятся и танцуют рядом с ними, иногда даже нося останки на руках. По окончании церемонии тела помещают обратно в склепы.
С XVII в. в стране функционируют христианские религиозные миссии, и почти половина населения признает себя христианами. Христианская церковь на Мадагаскаре представляет собой достаточно влиятельный политический институт.
Около 40 % населения исповедует христианство, католицизм или протестанство. Большинство верующих пытается совместить культ предков с христианскими традициями. Так, например, далеко не все христиане отказываются от практики фамадихана, особенно это касается католиков. Пасторы из католической церкви могут даже прийти на церемонию и благословить участников. Проживающие в районе Центрального нагорья мерина – преимущественно протестанты, тогда как в прибрежной полосе наряду с католиками, составляющими большую часть местных христиан, имеются последователи различных протестантских церквей. Тем не менее повсеместно сохраняют значительное влияние традиционные местные верования. Протестантская же церковь весьма негативно относится к практике культа предков и призывает свою паству отказаться от «поклонения Дьяволу».
С 90-х годов XX века на острове стало распространяться православие. Некоторые деревни Мадагаскара в результате миссионерской деятельности Александрийского патриархата в полном составе приняли православие. Миссия только начинается, но по современному положению на острове сейчас уже более 10 000 православных малагасийцев.
Остальное население (около 7 % - в районе северо-западного побережья и среди индийской общины) практикует ислам, завезённый около X века на остров арабскими торговцами. Особенно сильно распространён ислам на западном побережье острова благодаря большому количеству гаваней, которые когда-то были арабскими форпостами. Следует отметить, что благодаря исламу малагасийский язык был впервые записан арабским письмом, которое, однако, не прижилось как основное средство записи малагасийского (ныне используется латинский алфавит).
Праздники
1 января — Новый Год
конец марта (обычно 29 марта) — годовщина Дня восстания 1947 г.
апрель — Страстная пятница
март — апрель — Пасха и Пасхальный понедельник
1 мая — День труда
25 мая — День Африканского единства
26 июня — День Независимости
август — Успение Богородицы
27 сентября — День покровителя Мадагаскара Cен-Винсен де Поля
1 ноября — День Всех святых
25 декабря — Рождество
30 декабря — годовщина Республики Мадагаскар (День Республики)
Традиции
Официальные и религиозные (христианские) торжества дополняются традиционными народными празднествами.
Малагасийцы в марте встречают свой Новый Год — Алахаманди.
В мае по всей стране проходит фестиваль риса (главный продукт питания малагасийцев).
В мае — июне на острове Нуси-Бе проводится традиционный музыкальный фестиваль Дония.
В июне в деревнях народности антакарана устраивают фисеману — красочный ритуал очищения.
Каждый июль в Маажанга проводится праздничная церемония омовения реликвий королей Буйна, которая собирает тысячи людей.
В октябре — ноябре народ устремляется на любимый джаз-фестиваль Мададжазкар.
Один из самых чтимых ритуалов — церемония обрезания. Это едва ли не главнейшее событие в жизни малагасийского мужчины. На многодневный праздник собираются гости изо всех окрестных деревень, устраиваются вокальные и танцевальные соревнования, выставляются богатые столы.
Фамадихана — торжественно-праздничная церемония почитания мертвых — традиция, свято соблюдаемая малагасийцами в течение веков. Исповедуя традиционный культ предков, малагасийцы верят, что предки принимают непосредственное участие в их судьбах. Даже очень многие из христиан совершают фамадихану. «Забытые мертвые, — говорят на Мадагаскаре, — умирают повторно». Чтобы этого не допустить, и совершают фамадихану — обряд перезахоронения. Главное в обряде — отсутствие мрачности и скорби! Фамадихана задумана как радостный праздник, хотя он и связан со смертью близкого человека. В ритуале принимают участие музыканты, призванные создавать праздничное настроение — не только у живых, но и усопших. Звуки бамбуковой флейты и барабанной дроби призывают назад души, которые по поверьям малагасийцев, могут отлучиться из семейного склепа.
Современная форма обряда сложилась при колониальном режиме. Раньше малагасийцы не хоронили останки до полного разложения, а держали где-нибудь на краю селенья. Французы запретили отсрочку похорон, сославшись на требования гигиены. Умершего стали хоронить во временной могиле, люди побогаче — в семейном склепе. Позже его извлекают, чтобы обмыть и заново перепеленать в саван. Вскрытие могилы сопровождается танцами. Фамадихана проводится раз в 5 — 7 лет, в зависимости от достатка семьи: нужно уплатить муниципалитету специальный налог, обустроить новое место захоронения, устроить пышный праздник для нескольких сот человек: застолье с закланием зебу, танцами (в том числе с телом усопшего на руках) и прочими ритуалами. Один из них, например, предписывает женщине, страдающей бесплодием, съесть кусочек старого савана покойницы (считается, что и в деторождении предки играют важную роль).
Предки, в том числе далекие, семья очень важны для малагасийца. Молодежь, скептически относящаяся ко многим традиционным представлениям, относится к предкам и вообще старшим с должным почтением, участвует в совершении обрядов, старается соблюдать освященные веками ритуальные запреты (фади).
Колонизовав остров в конце XIX века, французы формально упразднили традиционную сословную систему, но и сегодня обитатели Центрального нагорья с рождения знают, кто из них — из андриана (знати), кто из хува (свободных людей), а кто из майнти или андеву (рабов). И ведут себя соответствующим образом. С особым уважением принято отзываться о королевской династии и ее потомках