Люди Центральноафриканской республики (ЦАР)
Люди Центральноафриканской республики (ЦАР)
Население
- Численность:
На конец 2014 года, население Центральноафриканской Республики составляло 4 822 698 человек. За 2014 год население Центральноафриканской Республики увеличилось приблизительно на 101 275 человек. Учитывая, что население Центральноафриканской Республики в начале года оценивалось в 4 721 423 человека, годовой прирост составил 2.15%.
- Распределение: городское — 39% сельское — 61%
- Средняя продолжительность жизни: женщины — 43 лет мужчины — 40 лет
- Религия: христианство, мусульманство, традиционные религии
- Доля неграмотного населения: 51 %
- Этнический состав ЦАР:
почти 90% населения — нигеро - конголезская группа племен: гбайя (33%) — выходцы из Нигерии; банда (27%) — выходцы из Судана; нгбанди, занде, мбум, мака и др.
Местное население состоит из различных племен, потому что страну издавна заселяли иммигранты с севера и востока. Суданские народы и народы банту составляют большую часть населения.
Банда живут в средней части страны, цанде или азанде — на юго-востоке, мбауа и манджа — на западе. Все вместе они составляют почти три четверти населения.
Самые многочисленные - банда (436 тыс. человек)- проживают в центральной и восточной частях ЦАР, занятых саванной. Они появились на центральноафриканских землях в XIX в. Это народ-земледелец, издавна занимающийся выращиванием маниока, проса, хлопчатника, различных фруктовых деревьев. Банда строят круглые глинобитные хижины с конусообразной соломенной крышей. Стены окрашивают в белый цвет и разрисовывают изображениями животных, птиц, растений и сценами охоты. У банда нет наследственного института вождя. Семья определяется у них по отцовской линии. Женщина в семье пользуется равноправием и уважением. Этот народ говорит на языке банья, который относится к языковой группе банда.
На западе и северо-западе ЦАР живет народ гбайя (около 420 тыс. человек). При этом на западе живут народности букаре, були, тумбе, а на северо-западе - бумбеле, будамано, бианда, мела.
Гбайя означает "красные". Это имя дали им когда-то хауса, в связи с тем что гбайя нано- сили на лицо красные полосы, которые означали их братское отношение к другим народам. Гбайя, как и банда, происходят из Судана. Ветвью гбайя являются манджа (еще около 260 тыс. человек). Все гбайя занимаются земледелием и охотой. Они выращивают маниок и маис. Значительно малочисленнее народы сара (85 тыс. человек) и мбум (73 тыс. человек), проживающие в северной, саванной части страны. Сара относят к исламизированным суданским народам. Их считают самыми высокими людьми в мире (средний рост - 180 см). Мбум - выходцы из Камеруна.
Издавна по всей территории ЦАР расселены азанде (20 тыс. человек), которые живут также в Судане и ДРК. В XIX в. на востоке страны находилось могущественное королевство Азанде. Азанде - искусные земледельцы. Они размещают свои поля на участках в лесу или в без- лесных речных долинах. Свой двор азанде обычно окружают насыпью-грядкой 20 см высотой и 60 см шириной. После первых дождей в апреле они высаживают на ней кукурузу и тыкву, а в июне - июле на внешней стороне грядки сажают черенки маниока. Когда кукурузу убирают, производят вторичный посев.
На востоке страны живет близкий к азанде народ нзакара. Некогда многочисленный народ, в наше время он насчитывает лишь около 30 тыс. человек. В доколониальный период нзакара были организованы в могущественное королевство Бангассу. Короли Бангассу имели большую армию и крупные стада животных. Набеги соседних государств, охота за рабами, а затем эпидемии и голод привели этот народ на грань исчезновения.
Народы второй языковой группы центральных банту- панде, мбиму, кака, лиссонго и мбака являются автохтонными, т. е. они с древних времен жили на территории ЦАР. Недаром гимн страны начинается словами: "О, Центральная Африка, о, колыбель банту..." Центральные банту расселены в зоне тропических лесов: мбиму, панде, кака на юго-западе страны, лиссонго и мбака - немного восточнее. Их основное занятие - земледелие и охота.
На юге страны, по берегам Убанги, живут убангийские народности якома, санго, бурака, бобанги, банзири и др., родственные бантуязычным народам. Они немногочисленны (всего 20 тыс. человек), но играют значительную роль в жизни страны. Издавна народы, живущие по берегам рек, играли роль посредников в торговых операциях. После завоевания независимости они занимали самые ответственные места в государственном аппарате. Убангийцы занимаются земледелием и рыбной ловлей. Для их жилищ характерны постройки прямоугольного плана и двускатная крыша с наклонными стропилами, которая покрывается пальмовыми листьями или древесной корой. Вокруг дома растительный покров уничтожается.
На востоке преобладают нилотские группы (сара, рунга), в джунглях юго-запада живут несколько тысяч пигмеев бабинга. Эти малорослые люди считаются коренными жителями страны, они появились здесь более 20 тыс. лет назад.
На рынках страны, прежде всего в столице Банги, основанной в 1889 г., можно наблюдать пестрое многообразие народов. В музее боганда в Банги хранится огромное количество музыкальных инструментов, предметов искусства и быта пигмеев.
К группе бантуязычных народов относятся и пигмеи бабинга, живущие разбросанно в лесных чащах юга. Всего в ЦАР насчитывается около 10 тыс. пигмеев. Мбаики – основной район проживания пигмеев в Центрально - африканской республике. Рост взрослых мужчин пигмеев от 144-150 см в высоту. Женщин — около 120 см. Живут пигмеи в лесах. Они ведут крайне замкнутый образ жизни. Лес для них — высшее божество — источник всего необходимого для выживания. Традиционный род занятий для большинства пигмеев — охота и собирательство. Охотятся они на птиц, антилоп и др. Для охоты используют короткие луки и отравленные стрелы. Помимо разного мяса, пигмеи очень любят мед диких пчел. Для того, чтобы добраться до любимого лакомства, им приходится взбираться на 45-ти метровые деревья, после чего они используют золу и дым, чтобы разогнать пчел. Женщины же собирают орехи, ягоды, грибы и корни.
Живут пигмеи небольшими группами, численностью не менее 50-ти членов. У каждой группы существует специальная территория для строительства хижин. Браки между членами разных племен здесь вполне распространенное явление. Также, абсолютно любой член племени, когда он пожелает, может свободно уйти и присоединиться к другому племени. В племени нет никаких формальных лидеров. Возникшие вопросы и проблемы решаются открытыми переговорами.
Из всех обрядовых церемоний самая значительная у пигмеев - захоронение усопших; целый ряд ритуальных действий предшествует погребению усопшего в расщелине скалы или в стволе баобаба.
В качестве главного божества почитается творец всего живого - человека и животных - бог Комба (есть и другие названия). Никаких сооружений для отправления культа нет. В лесу пигмеи делают нехитрые жертвенники и на них возлагают свои подношения божеству. Оно, по их представлениям, бестелесно, существует повсюду и всегда. Оно не вселяет страха и участвует во всех их делах и начинаниях.
Пигмеи постоянно меняют районы своего обитания, кочуя с места на место в поисках лучших мест для охоты. Со стороны государства предпринимаются попытки приобщить пигмеев к оседлому образу жизни. Так, около 10 лет назад была создана деревня Белембоке, где живет до 800 пигмеев. Их дети посещают школу. Однако оседлость лишает пигмеев привычного образа жизни, а отсутствие иммунитета к различным болезням отрицательно сказывается на их здоровье. Поэтому они вынуждены периодически покидать свою деревню и некоторое время жить в лесу, как жили их предки.
Язык и религия в Центральной Африканской Республики
- французский (официальный);
- санго — язык межнационального общения, племенные языки.
В сельских местностях, где проживает примерно 56 % населения — официальный язык страны — французский — понимают плохо. Большинство людей говорит на санго, языке маленькой группы народа Убанги, живущего на реке Убанги. Но каждый народ имеет и свой собственный язык.
В частности, на севере и северо-востоке страны, можно услышать арабский и язык хауса. С севера пришла мусульманская вера, которую исповедуют примерно 15 % населения. Христианские церкви проводят в стране большую миссионерскую работу, так что в настоящее время примерно 50 % населения исповедуют христианство.
В столице Банги находится резиденция католического архиепископа Центральноафриканской Республики. Большая часть населения придерживается анимистических религий, согласно которым соблюдаются ритуалы плодородия и погребения, а также тотемные культы предков.
Всем народам ЦАР присуще определенное единство нравов, обычаев, религии, культуры, методов хозяйствования и т. п. Народы, населяющие ЦАР, не имеют единой религии. Подавляющее большинство (71%) придерживается местных традиционных верований и культов. У многих народов, в частности у банда, гбайя, азанде, пигмеев и др., широко распространен культ предков. Объектом религиозного почитания в культе предков выступают прародители рода, семьи, племени. К ним относятся так, будто они продолжают жить среди сородичей. Духам предков приписывают сверхъестественное могущество, их боятся и почитают, призывают на помощь. Это находит свое выражение в многочисленных обрядах, связанных с останками умерших предков, с их изображениями или с местами их земной деятельности. У гбайя имя умершего дается первому новорожденному в семье, чтобы предок не ушел из памяти соплеменников.
Культ предков повсюду неразрывно сочетается с культом природы и стихий. Души умерших предков тесно связываются в представлениях верующих с духами природы.
Широко распространена в традиционных местных религиях вера в перевоплощение души в животных, а также в силу колдовства. Колдунов всегда можно встретить на любом празднике или обряде. Они раздают амулеты, которые должны предохранять от различных бед. Колдуны выступают и в роли знахарей, используя снадобья, приготовленные из лекарственных растений.
Важным аспектом родоплеменных культов остаются обряды, связанные с рождением человека, вступлением его в зрелый возраст, со смертью. Некоторые из этих обрядов, например посвящение юношей в разряд взрослых мужчин (обряд инициации), представляют сложные ритуальные церемонии. Очень большое значение этот ритуал имеет у гбайя. У них этот праздник называется "лаби" и связан с рядом суровых моральных и физических испытаний, через которые должен пройти юноша, чтобы доказать свою зрелость.
Среди народов ЦАР, придерживающихся местных традиционных верований, распространен фетишизм. В качестве фетишей могут быть различные предметы естественного и искусственного происхождения, наделяемые верующими сверхъестественными, священными свойствами.
У многих народов важной составной частью традиционных верований остается тотемизм. Тотемы, которыми чаще всего признаются животные и растения, считаются покровителями отдельной этнической группы, рода или семьи. Христианство в ЦАР начало проникать с появлением члены различных религиозных миссий.
Христиане составляют 25% населения. На территории ЦАР имеется пять епархий римско-католической церкви: архиепископство Банги (самая крупная и старейшая епархия; образована в 1900 г.) и четыре епископства (Берберати, Бангасу, Босангоа и Бамбари). Самые большие католические общины, в том числе архи- епископство Банги, находятся на юге, где сосредоточено более 45% католиков страны. Все высшее духовенство, кроме архиепископа-африканца, представлено иностранцами-миссионерами.
В стране действуют более 800 культовых сооружений и миссионерских станций, в том числе 65 соборов и 120 миссий. Заметную роль играют миссионеры католической церкви в народном образовании. В 1977 г. католики имели свыше 160 учебных заведений.
Протестанты составляют около 7% жителей ЦАР. Самыми крупными организациями протестантов являются баптистские и, лютеранские (первые баптисты появились на территории ЦАР в 1921 г.). Больше всего баптистов среди банда и гбайя. Лютеране образуют несколько раз- личных организаций, которые возглавляют миссионеры из США. Эти организации действуют в основном среди гбайя. Протестантские общины имеют несколько учебных заведений, восемь богословских колледжей и библейских школ.
Ислам начал проникать на территорию ЦАР в конце XVI I I в., но не получил большого распространения. Этой религии придерживается около 5% жителей страны, а именно часть банда - на востоке страны в районе городов Вадда и Бриа, часть азанде - в районе Обо и арабское население - на севере страны в районе Бирао. Таким образом, подавляющая масса мусульман проживает на севере, северо-востоке и востоке ЦАР. Однако только в районе Бирао мусульмане составляют большую часть населения. Распространен ислам суннитского направления маликитской религиозно-правовой школы.
Совсем недавно на территории ЦАР стали возникать христианско-африканские церкви и секты. Первая такая организация была образована в 1956 г. в районе Форт- Крампель (ныне Крампель), где живут манджа.
Культура ЦАР
Театры в ЦАР пока отсутствуют. Пьесы национальных авторов ставят непрофессиональные театральные труппы. В городе Банги в 1985 году насчитывалось семь таких трупп.
Национальная кинематография ЦАР не обрела должного развития. За время обретения независимости было рождено только два документальных фильма: «Коронация императора Бокассы» и «Центральноафриканская Республика». В кинотеатрах страны крутят в основном фильмы западного кинематографа.
Национальная культура
Народная традиционная культура Центральноафриканской Республики лежит в промежуточном положении между культурами экваториального и суданского поясов. Музыка весьма распространена в жизни центральноафриканских народов. Она является неотъемлемым компонентом всенародных ритуальных церемоний, праздников, различных трудовых процессов. Разнообразие исполняемых функций, которые берет на себя традиционная музыка, определяет и чрезвычайно обширный диапазон народных мотивов. Традиционная музыка отображает характерные черты и темперамент, свойственные этому или другому народу, и влияет на выбор музыкальных инструментов.
Так, у народа азанде весьма распространены своеобразный ксилофон с тринадцатью металлическими пластинами (кпонингбо). Их танцы и музыка происходят из конголезского источника.
Девочки бантуязычных народов, как правило играют на флейте (эфю), аккомпанируя своей игрой на ней пению.
Своеобразным мсключением является музыка пигмеев.
Практически у всякого народа присутствуют всевозможные виды барабанов — тамтамов, которые отвечают нравам темперамента народов и традиционной музыки. Чрезвычайно обширен набор прочих музыкальных инструментов, применяемых для отстукивания ритмов: бубенцы, разнообразные погремушки, колокольчики.
Духовые инструменты представлены в большей степени горнами флейтами. Из струнных инструментов весьма распространенными являются арфы.
Всякий народный ритуал сопровождается определенным танцем, а не только музыкой. Наряду с тем, существуют танцы, воссоздающие обыденные дела народов — рыбную ловлю, сельскохозяйственные работы, охоту.
У народа гбайя один из самых популярных танцев, это танец «войны». Исполняют его с оружием в руках воины «враждующих сторон». Скача и подпрыгивая, воины проявляют свою готовность к сражению. Обрисовывая примирение, «враги» производят полный обряд: сначала укладывают оружие на землю, следом, произведя на своих руках маленькие порезы, потирают и пожимают друг другу руки, с тем чтобы перемешалась их кровь. Мир объявляется только после этого.
В ЦАР существует несколько современных фольклорных ансамблей. Вместе с тем, рядом с традиционным искусством стали возникать современные джазовые ансамбли. В городе Банги функционирует Национальная школа искусств в которой работают отделения танца, музыки и драматического искусства.
Традиционные ремесла
В деревнях ЦАР отлично сохранились и на сегодняшний день традиционные ремесла.
Жители центральной Африки издревле слывут искусными мастерами резьбы по кости и дереву, обрабатыванию кожи, плетению корзинок (мебели, веревок).
Отдельные ремесла являются строго закрепленными по половому признаку: либо за женщинами, либо за мужчинами. Таким образом, если взять для примера плетение мебели, корзин, канатов, то этим могут заниматься только мужчины, а производство гончарных изделий, это привилегия принадлежит женщинам. Секретные знания ремесла передают из поколения в поколение (ученикам или своим детям).
Наиболее распространенным ремеслом является резьба по красному или черному дереву, и резьба по слоновой кости. Мастера резьбы по слоновой кости являются сравнительно зажиточными людьми по здешним меркам, из за того, что их ремесло среди мастеров слывет самым сложным.
Развитию традиционных ремесел в Центральноафриканской Республике уделяется огромное внимание. В городе Банги находится школа, рассчитанная на трехлетнее обучение, для изучения национальных художественных ремесел.
Развитие традиционных ремесел, национальных ансамблей, лежит на плечах Министерства по делам молодежи, спорта и искусств.
В городах ЦАР работают частные ремесленные мастерские, каждая в своем направлении, производящие различные бытовые, культовые предметы и предметы для туристов.
Праздники Центральноафриканской Республики
1 января - Новый год
29 марта - Годовщина гибели в авиакатастрофе Бартелеми Боганда, первого президента страны (1959)
1 мая - День Труда
13 августа - День Независимости (1960)
15 августа - Успение Богородицы
1 сентября - Годовщина прихода к власти президента Андре Колингба (1981)
1 ноября - День Всех Святых
1 декабря - День Провозглашения республики (1958)
25 декабря - Рождество