Люди
Люди
Население Танзании — 49 млн. человек (2014г.). Жители страны относятся к 120 этническим группам. 99% населения принадлежат к различным африканским племенам (банту, гого, сукума, маконде, масаи, ньямвези, ха, хайя, чага и др.), 1% — выходцы из Азии, европейцы и арабы. На Занзибаре и Пембе проживают выходцы из Персии (ширази), Аравии, Коморских островов и Индии. Также в стране до миллиона беженцев из Бурунди, Демократической Республики Конго, Сомали и некоторых других стран.
По языковому признаку доминируют две группы: бантуязычные и нилоты. Бантуязычные народы являются земледельцами, которые сочетают земледелие с разведением рогатого скота. Нилоты исторически занимаются пастбищным скотоводством. В XX нилоты почти перестали кочевать вместе со своими стадами. Самыми известными представителями этой этнической группы являются масаи, деревни которых — маньяты — с удовольствием посещают туристы.
Другое посещаемое место — равнины и предгорья к северо-востоку от озера Эяси, где в сухой степи и саванне живут охотники хадза (хадзабе). Их немного, не более тысячи человек. Уничтожение мухи цеце, терроризировавшей хадза, открыло путь на их территорию скотоводам и земледельцам из соседних районов. Часть хадза отказались от традиционного образа жизни и помогают земледельцам в обработке их полей. Другие сохраняют первобытный образ жизни, занимаясь охотой и сбором дикорастущих плодов и кореньев. Хадза, стоящие на начальной ступени общественного и культурного развития, представляют особый интерес для всех, кто интересуется историей становления культуры, религии, творчества.
На побережье местные жители смешались с пришлыми: арабами, персами, индийцами. Особенно интенсивно этот процесс происходил в портовых городах и на островах Занзибар и Пемба.
Государственные языки Танзании: суахили (кисвахили) и английский. На Занзибаре, кроме государственных языков, широко используется арабский. В повседневном общении используют также местные языки и наречия племенных групп.
Религия: на материковой части страны до 35% населения — христиане, 35% — мусульмане, остальные придерживаются традиционных местных верований. На Занзибаре более 99% населения исповедуют ислам.
Политическое устройство
Объединенная Республика Танзания была создана в 1964 г. как федерация двух государств — Танганьики и Занзибара. Государственное устройство — республика. Глава государства и правительства — президент, избираемый на всеобщих прямых выборах сроком на 5 лет. Занзибар выбирает своего президента, который отвечает за внутренние дела острова. Члены кабинета министров, включая премьер-министра, назначаются президентом из числа членов Национального собрания.
Однопалатное Национальное собрание является законодательным органом. В Национальном собрании — 274 парламентария: 232 избираются на всеобщих выборах, 37 назначаются президентом и 5 делегируются Занзибаром. Национальное собрание разрабатывает и принимает законы и нормативные акты, применяемые к материковой части объединенной республики, и общеполитические положения. Занзибар имеет собственный законодательный орган — Палату представителей, чьи полномочия распространяются на территорию острова.
Традиции гостеприимства в Танзании очень сильны. Хозяйка и глава семейства обычно встречают гостей у порога. Очень важно соблюдение этикета приветствия. Способ приветствия зависит от статуса человека и его возраста. Обычное приветствие в кругу хорошо знакомых людей на суахили: «Худжамбо, хабари гани» (Как дела, какие новости?) или просто «Джамбо!». Группу людей приветствуют словом «хатуджамбо!». «Шикаму!» используется для почтительного приветствия. Маленьких детей учат приветствовать старших, целуя им руки или вставая перед ними на колени. Друзья, которые встречаются после долгой разлуки, обычно обмениваются рукопожатием и целуют друг друга в обе щеки. В общении с иностранцами часто используют рукопожатие и традиционное английское «хэлоу». При входе в дом исламской семьи следует снять обувь. В исламских семьях повышенное внимание к хозяйке не приветствуется, в семьях же африканского происхождения это будет лучшим комплиментом дому.
Поведение за столом обусловливается множеством норм. Руки моют перед едой и после еды. Вытирают полотенцем, которое передают от одного к другому вокруг стола. На Занзибаре принято давать гостям пожевать свежие побеги гвоздики перед едой. Обычно традиционная трапеза проходит на циновках на полу, пища ставится на невысокие столики. Во многих континентальных семьях трапеза проходит по-европейски, за столом. Последовательность блюд традиционна для восточноафриканских стран: вначале подается суп, а потом закуски и горячее. Во время обеда на столе стоят легкие закуски и зелень. Заканчивается обед кофе и сладостями.
Можно брать пищу с общего блюда руками и класть на свою тарелку, но можно есть и из общего блюда. Главное — следить за тем, чтобы крошки пищи не падали в общее блюдо и в чужие тарелки. Рис, маниоку и другие гарниры едят руками, складывая в щепоть три пальца правой руки. Мясо и рыбу тоже можно брать руками, но во многих домах всегда есть на столе европейские столовые приборы. Хлеб и лепешки обычно разламывают руками и используют в качестве ложки. Ступни ног не должны быть направлены в чью-либо сторону, обычно их поджимают под себя или сидят по-турецки. Не принято есть стоя или на ходу. В исламских семьях женщины едят отдельно от мужчин, за своим столом, но в присутствии иностранцев эта традиция обычно не соблюдается. Инициативу, однако, проявлять при этом не следует.
В Танзании, как и во многих других странах Африки, правая рука считается «чистой», а левая — нет. Поэтому правая рука используется для приема пищи или для обмена подарками. Вежливый способ приема подарка заключается в том, чтобы сначала коснуться правой рукой подарка, а потом правой — руки дарящего.
На прощание собирается вся семья. Прощаясь, принято говорить: «Асанте сана» (большое спасибо за гостеприимство). Принято оставить на память членам семьи небольшие сувениры, с похвалой отозваться о доме и достатке хозяина. Похвала ребенку будет приятна ему и его родителям. Однако гладить детей по головке без разрешения родителей не стоит.
Национальная кухня базируется на использовании продуктов растениеводства в сочетании с продуктами, которые можно найти в дикой природе. На побережье заметно влияние европейской кухни; Занзибар славится причудливым сочетанием африканских, арабских и персидских кулинарных традиций. Многие блюда готовятся из мяса диких животных и птиц. Большой популярностью пользуется бобовый суп на кокосовом молоке, являющийся традиционным повседневным блюдом танзанийцев. На гарнир подают кукурузу, бобы, коренья, рис, жареный картофель и капусту. Несладкие бананы жарят, тушат, запекают, томят в печи вместе с мясом и арахисом. Популярны индийские соусы, в том числе знаменитый карри, а также специи.
На побережье широко используются дары моря. Стоит оценить вкус жареных креветок с лимоном, превосходных местных омаров, рагу из осьминога, жареной на углях морской рыбы со специями, запеченной на углях рыбы в банановых листьях, различных ракушек, салата из водорослей. В ресторанах предлагается огромный выбор свежих фруктов и овощей. Заслуженной популярностью пользуется мед; на его основе готовится множество сладостей, чья рецептура имеет явно арабские корни.
К столу подаются лепешки из различных зерновых культур, хлеб «наан»; на побережье в этой роли часто выступают традиционный индийский хлеб «чапати» и блинчики «самоса». На десерт подают пирожные с банановым заварным кремом, конфеты «маандази» и свежие фрукты.
Из напитков наиболее популярны свежие соки со льдом, чай (заваривают его здесь обычно по-английски — с молоком и сахаром) и местный кофе хорошего качества.
В стране изготавливается множество алкогольных напитков: легкое пиво, очень крепкий джин «коньяги», ликеры и вина. В любом отеле или магазине можно приобрести импортные алкогольные напитки.
Медицина: танзанийская система здравоохранения имеет высокий, по африканским меркам, уровень. Многие врачи прошли обучение в лучших вузах мира. Однако нехватка средств снижает действенность медицинского обслуживания. Лекарства очень дороги. В этих условиях особую важность приобретает профилактика заболеваний. В Танзании представляют опасность мелкие гельминты-шистосомы, живущие в воде местных озер и рек, а также ядовитые змеи, комары (особенно малярийный комар, распространенный на прибрежных равнинах восточного побережья), муха «цеце», крокодилы, бегемоты и другие дикие животные. Настоятельно рекомендуются репелленты и широкополые головные уборы, а также высокая обувь с хорошей поддержкой голеностопного сустава. Уровень инсоляции очень высок, и рекомендуется использовать солнцезащитные кремы (особенно в первые 2–3 дня пребывания в стране и в горах), а также пить больше воды (желательно минеральной). Риск заражения малярией существует круглый год в ряде районов страны, лежащих на высотах ниже 1800 м над уровнем моря. За неделю до отъезда в Танзанию следует начать прием препаратов от малярии и продолжать принимать еще три недели по возвращении. Быстрое распространение в Танзании ВИЧ-инфекции вызывает беспокойство мирового сообщества.
Родственные узы в Танзании, как правило, очень прочны. Танзанийские мужчины относятся к браку крайне серьезно. После свадьбы молодому человеку полагается вести себя подобно предку, выбранному им при заключении брака в качестве образца для подражания. С предками «советуются» в трудную минуту, им оказывают почести и никогда не обсуждают их ни в семье, ни с чужаками. Не надо удивляться, если вполне современный мужчина при решении какой-то проблемы вдруг заявит «это мне сказали предки» или «я посоветуюсь с предками». Женщину нередко называют по имени ее первого ребенка. Например, после рождения мальчика по имени Джума или девочки по имени Кристина маму будут называть Мама-Джума или Мама-Кристина.
Стиль жизни танзанийца можно охарактеризовать всего двумя фразами: «поле-поле» (спокойно, не нужно торопиться) и «акуна матата» (никаких проблем). Эти расхожие фразы характеризуют отношение танзанийца к себе самому и к окружающему. Обслуживание в ресторане или турбюро — крайне неспешно. Если танзаниец сказал вам: «одну секунду», это может означать и 15 минут, и полчаса. При этом на попытки как-то поторопить местные жители лучезарно улыбаются и продолжают действовать в неторопливом ритме. Влиять на это бесполезно, нужно просто смириться и попробовать самому жить в этом ритме хотя бы на время пребывания в этой благодатной стране.