Культура Нигерии
Культура Нигерии
Образование.
Грамотность среди взрослого населения составляет около 50%, при этом среди женщин она несколько ниже – 40%. Европейское образование стало доступным для нигерийцев в 1830-х годах, когда христианские миссионеры создали в Южной Нигерии первые школы, где учебный процесс строился на тех же принципах, что и в британских школах. Что касается Севера, то еще несколько десятилетий назад единственными общеобразовательными заведениями там были мусульманские школы, главным предметом в которых было изучение корана. Хотя в настоящее время в Нигерии существует единая государственная система школьного образования, соотношение детей, обучающихся в школах на Севере и Юге, выглядит явно не в пользу северян. В 1989 в системе начальной и средней школы обучалось 48% детей соответствующего возраста. В 1976 в Нигерии было введено обязательное трехлетнее бесплатное образование.
С 1982 система образования Нигерии строится в соответствии с формулой «6-3-3-4». С 6 лет дети в течение шести лет получают начальное (обязательное с 1992), затем — трехлетнее среднее и трехлетнее высшее среднее образование. Не каждый нигериец получает возможность учиться на последней стадии. Для поступления в университет абитуриент должен иметь сертификат или же его эквивалент об окончании колледжа или другого аналогичного заведения, но особо одаренные выпускники средних школ могут быть зачислены на четырехлетний курс обучения.
Наряду с высшими средними школами действуют 56 учительских колледжей и 26 политехникумов. Четырехлетняя высшая школа представлена 33 университетами. Почти каждый штат располагает собственным университетом. В Нигерии большое внимание уделяется образованию. Поставлена задача полного искоренения неграмотности.
Не смотря на то, что после ухода колонизаторов людям пришлось начинать все нуля, практически в каждом населенном пункте есть небольшая школа, где занятия проводятся под открытым небом, а вместо физкультуры мальчишки могут погонять мяч на школьном футбольном поле. Однако, не все дети готовы идти учиться, предпочитая отправиться на работу в поле.
Образование в основном финансируется государством.
Старейшим в Нигерии является Ибаданский университет, основанный в 1948.
Нигерийская Академия наук учреждена в 1977 — ок. 100 действительных членов. Координация научных исследований осуществляется Министерством науки и технологии. Наряду со специальными научными центрами (такими, как Институт тропического земледелия) работают исследовательские центры при университетах, а также при министерствах и ведомствах страны.
Культурное наследие.
Традиционные культуры Нигерии испытывали и испытывают натиск иноземных культур. Мусульмано-арабское влияние ограничилось пределами Северной Нигерии и ныне стало органичным элементом культурных традиций этого региона. Юг стал ареной экспансии европейской культуры и христианства, что не раз приводило к острым конфликтам с традиционной системой ценностей и взглядов.
Литература.
Нигерия обладает богатыми традициями устного творчества и современной литературой на английском языке, что превратило страну в один из центров литературной жизни Западной Африки.
Из поколения в поколение бережно передаются устные легенды и сказания о сотворении мира, о первых правителях, о славных героях и воинах, о происхождении того или иного народа. Богатые устные народные традиции широко используют нигерийские писатели.
Зарождение современной литературы относится к 1940-м, когда появились первые произведения «пробной поэзии», ставшие откликом на возрождение национальных чувств. Творчество поэтов следующих поколений (Воле Шойинки, Дж.П.Кларка, Габриэла Окары, Майкла Эчеруо и Кристофера Окигбо) отличает самобытность, разнообразие сюжетов и литературных приемов.
После 1960 в стране начали возникать театральные труппы. Нигерийские авторы адаптировали традиционные темы к современной действительности и использовали элементы традиционного песенного и танцевального творчества. Особого упоминания заслуживает литературное творчество Воле Шойинки, лауреата Нобелевской премии в области литературы 1986, пьесы которого прочно вошли в репертуар английских театров. Профессиональные театральные труппы нередко обращаются к традиционным фольклорным произведениям.
Наиболее известный нигерийский романист – Чинуа Ачебе, в его творчестве особое место занимает проблема человека в мире, где разрушаются традиционные духовные и моральные устои. Произведения Амоса Тутуолы («Пьющий пальмовое вино», «Моя жизнь в царстве духов», «Храбрая африканская охотница») изобилуют заимствованиями из мифологического и сказочного эпоса народа йоруба.
Среди других нигерийских писателей, обращающихся к теме социальных перемен в африканском обществе, упоминания заслуживают Киприан Эквенси, Онуора Нзекву, Бен Окри, лауреат британской литературной премии Букера за 1991, Кен Саро-Вива и Флора Нвапа. Отход от характерной для нигерийской прозы повествовательной манеры изложения наиболее полно проявился в романе Шойинки Интерпретаторы и в повести-притче Габриэла Окары Голос.
Изобразительное искусство и музыка.
Древнее искусство Нигерии получило общемировое признание благодаря таким шедеврам, как терракотовые и бронзовые изделия Ифе, относящиеся к 10–11 вв., и произведениям бенинских мастеров из бронзы и слоновой кости, датируемых 15 в. В современной культуре Нигерии живы народные традиции. Они проявляются и в деревянной скульптуре йоруба, и в масках, создаваемых мастерами ибибио, ибо, йоруба, иджо и орнаментах. Среди наиболее известных нигерийских скульпторов – Бен Энвонву и Феликс Идубор, украсивший резьбой деревянные панели во Дворце нации в Лагосе. С середины 1950-х годов в стране наблюдался своеобразный ренессанс традиционного искусства, что нашло отражение в графике, скульптуре и живописи современных мастеров.
Зарождение нигерийского коммерческого кинематографа относится к 1971, когда на экраны страны вышел фильм Урожай Конги, созданный местной кинокомпанией по пьесе Воле Шойинки.
Современная нигерийская музыка – это продолжение давних исполнительских традиций. В инструментальной музыке по-прежнему делается упор на ритмику и синкопы. Нигерийская песня характеризуется большой экспрессией и часто предназначена для хорового исполнения и театральных представлений. В независимой Нигерии танцевальная музыка стиля «хайлайф» Нигерии независимого периода освободилась от засилия трубы и саксофона; в ней больше стали использоваться барабан и экве, местный деревянный ударный инструмент. В середине 1980-х годов нигерийские музыканты стали оказывать влияние на мировую поп-музыку, это связано прежде всего с творчеством Кинга Санни Аде и его музыки в стиле джуджу.
Интересом к традиционному искусству, его традициям проникнуто творчество национального театра, танцевальных и музыкальных коллективов, фестивалей народного искусства.