История Кении
История Кении
По мнению большинства современных ученых, территория страны входит в область, явившуюся прародиной человека. На восточном побережье оз. Туркана обнаружены орудия труда и ископаемые останки предков человека, живших около трех миллионов лет назад. Места стоянок древнего человека обнаружены и охраняются государством во многих районах страны. Они представляют собой подлинные археологические музеи под открытым небом. Одна из таких заповедных стоянок расположена неподалеку от озера Накуру, прямо у обочины оживленной автомагистрали, по которой туристы едут из Найроби к озеру Виктория.
Многие африканские народы — представители эфиопской расы, койсанского (бушмены) расового типа, бантуязычных племен и нилоты — в разные исторические эпохи мигрировали на территорию современной Кении. Банту стали предками народов побережья, которые в первом тысячелетии участвовали в создании цивилизации суахили. Центрами цивилизации суахили стали портовые города побережья Индийского океана Ламу, Малинди, Момбаса. Процветание этих центров связано с посреднической торговлей между внутренними районами Африки, Индией и Аравией.
Широкие связи со средневековыми государствами Востока имели большое значение для жителей кенийского побережья и проявляются в культурных традициях населения в наши дни. Эти связи стали причиной распространения здесь ислама и мусульманской культуры.
Приморские центры поддерживали оживленные торговые и культурные контакты с азанийской цивилизацией, сложившейся во внутренних областях Африки. Создатели этой цивилизации обитали на нагорьях. Они были хорошо знакомы с выплавкой железа. От этой цивилизации сохранились многочисленные памятники: фундаменты каменных зданий, остатки ирригационных сооружений, террасированные поля на склонах, дороги.
В 1498 году у побережья современной Кении бросили якоря суда португальской экспедиции под командованием Васко да Гамы, искавшей морской путь в Индию. Портовые города цивилизации суахили имели для португальцев первостепенное стратегическое значение. Уже к началу XVI века многие из них были захвачены. Однако в конце XVII века объединенные силы африканцев и арабов Омана разгромили португальцев и взяли их главный форт в Момбасе. Имеется историческое свидетельство, что Форт Иисуса оборонялся до последнего солдата, который подорвал арсенал, когда форт уже был захвачен. Форт Иисуса входит в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО и является одной из основных туристических достопримечательностей современной Момбасы.
После изгнания португальцев начинается эпоха возрождения торговых, политических и культурных связей между Африкой и Востоком.
Вплоть до XIX века продолжалось активное торговое проникновение вглубь континента. Были установлены контакты с камба, а затем и с кикуйю, занимавшими плодородные Центральные нагорья. Масаи, знаменитые своей стройной военной организацией, преградили прибрежным купцам путь на запад. Они стали посредниками в торговле, обменивая слоновую кость и рога носорога на необходимые им товары. Впоследствии предводители масаев — лайбоны — разрешили караванам чужеземных купцов пересекать земли этого народа, но взимали с них дань за транзит. Были установлены торговые отношения и с королевством Ванга, располагавшемся на землях лухья (побережье оз. Виктория).
В 1890 году территория Кении в соответствии с англо-германским договором стала британским протекторатом, а позднее вошла в состав созданного в 1895 году Восточноафриканского протектората. В 1920 году внутриматериковая часть Кении была провозглашена британской колонией, а узкая прибрежная полоса Индийского океана, ранее номинально контролировавшаяся султаном Занзибара, сохранила статус протектората. Экономическим стимулом к интенсивному освоению внутренних районов страны стало строительство железной дороги Момбаса — Кисуму. В начале XX века главным районом английской колонизации стали плодородные Центральные нагорья. Кению стали называть «приусадебным участком палаты лордов», а в 1934 году появилось понятие «белые нагорья».
12 декабря 1963 года была провозглашена «ухуру» — независимость Кении.